ФЭНДОМ

Рябина

Рябина - дерево до 10 м высотой, реже кустарник из семейства розоцветных. Плоды рябины - шаровидные ягодообразные, красные, кислые, горьковатые, слегка терпкие на вкус. После первых заморозков плоды теряют терпкость, становятся вкусными, несколько сладкими. Цветет в мае — начале июня. Плоды созревают в сентябре, оставаясь на дереве до глубокой зимы.

Rowan.jpg

В природе рябина встречаются в лесах и гористых местностях северной и средней части северного полушария. Довольно простые в уходе, большинство рябин выглядит великолепно почти в течение всего года

На Руси веточками рябины украшали столы, она подавалась с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Раньше на Украине готовили рябиновую пасту, для чего мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой. Наши предки писали о том, что ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом и испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшали даже столы богачей.

Полезные свойства рябины

Плоды рябины содержат огромнейшее количество витаминов. Витамина С в ней больше, чем в лимонах. В рябине есть витамины Р, В2, РР, Е, К, провитамин А, сахара (до 8% - фруктоза, глюкоза, сахароза, сорбоза), гликозиды, аминокислоты, дубильные, пектиновые и горькие вещества, 48% органических кислот (яблочная, лимонная, янтарная), флавоноиды (много рутина), много железа, меди и марганца, йод, цинк, калий, магний, спирты (сорбит и идит), эфирное масло; а также фитонциды, которые оздоравливают и обеззараживают воздух.

Ягоды рябины обладают мочегонным, потогонным, кровоостанавливающим, желчегонным действием; их использовали в Болгарии при лечении камней в почках, при ревматизме и как слабительное средство. В Венгрии ими лечили дизентерию. Норвежцы использовали рябину как ранозаживляющее средство, а также при отеках.

Вяжущий вкус черноплодки напоминает о том, что она содержит много дубильных веществ, органических кислот и пектинов, а значит, прекрасно влияет на пищеварение. Например, в плодах черноплодной рябины витамина P в 2 раза больше, чем в чёрной смородине, и в 20 раз больше, чем в апельсинах и яблоках. А содержание йода в ягодах черноплодки в 4 раза выше, чем в землянике, крыжовнике и малине.

Рябина - прекрасное витаминное и тонизирующее средство, по содержанию каротина - провитамина А она превосходит многие сорта моркови. Для приготовления поливитаминного чая необходимо 1 столовую ложку измельченной смеси сушеных ягод рябины и шиповника залить 2 стаканами кипятка и настоять в термосе в течение 12 часов. С целью улучшения вкусовых качеств в настой можно добавить сахар или, лучше, мед. При ломких сосудах можно принимать свежевыжатый сок по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.

Черноплодная рябина содержит сорбит, а это значит, что ее ягоды можно есть при сахарном диабете не опасаясь сильного повышения уровня сахара в крови.

Благодаря уникальному составу, ягоды черноплодной рябины помогают при многих заболеваниях. Уже установлено, что ягоды и сок черноплодной рябины при регулярном применении помогают контролировать уровень артериального давления. Причем повышенное давление стабилизируется, а нормальное — не снижается. Черноплодная рябина нужна всем, кто живет в условиях города, поскольку она защищает организм от радиоактивного облучения. Полезна эта ягода при кровотечениях, заболеваниях почек, аллергии (экзема, нейродерматит) и гастрите.

В народной медицине плоды рябины используют при малокровии, заболеваниях почек и печени, при сахарном диабете, особенно протекающем с поражением мелких сосудов, при нарушениях желудочно-кишечного тракта, при геморрое.

Опасные свойства рябины

Черноплодная рябина содержит большое количество органических кислот, поэтому при гиперацидном гастрите и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ее нужно употреблять умеренно и только вне обострений. В таких ситуациях могут помочь специальные растительные препараты, содержащие черноплодную рябину.

Вред красная рябина может принести тем, у кого повышена свертываемость крови. Отказаться от нее стоит при некоторых сердечных болезнях. Не советуют ягоды рябины также тем, кто пережил инсульт или инфаркт и тем, кто страдает ишемической болезнью.

В черноплодной рябине содержится много органических кислот, поэтому при язвенной болезни ее надо употреблять умеренно и исключительно вне обострений.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики