ФЭНДОМ

Рысь лесная
Рысь 1.jpg

Царство:

Животные

Тип:

Хордовые

Класс:

Млекопитающие

Отряд:

Хищные

Семейство:

Кошачьи

Род:

Рыси

Вид:

Обыкновенная рысь

Рысь — род хищных млекопитающих семейства кошачьих, наиболее близкий к роду собственно кошек. 

Описание

Рысь типичный для тайги хищник (длиной до 1 метров, массой 8—15 кг) довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом (20—30 см), тупой кончик которого как бы обрублен. Подобно другим диким кошкам у рыси острые втяжные когти, длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами развиты перепонки, позволяющие передвигаться по глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь в нем. По бокам головы у рыси развиты баки, а на концах ушей — кисточки.

В России рысь встречается в глухих, сильно захламленных перестойных хвойных лесах вплоть до Камчатки и Сахалина, куда она проникла сравнительно недавно. Водится рысь также в Карпатах, на Кавказе и в Средней Азии. Везде она малочисленна. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной днем среди падающих на землю солнечных бликов от освещенных крон деревьев и скрывает в сумерках и на заре, облегчая нападение на добычу.

Основной образ жизни рыси оседлый, но при недостатке корма наблюдаются перекочевки. Главным кормовым объектом для нее являются зайцы-беляки. Кроме того, рысь нападает на куропаток, рябчиков, тетеревов, лисиц, бобров, мелких грызунов, молодняк диких кабанов, косуль, ланей, кабарги, лосей, северных оленей.

Основной способ охоты состоит в затаивании и осторожном подкрадывании к жертве, на которую рысь бросается большими прыжками. В ожидании добычи рысь прячется за упавшие стволы, старые пни, камни, иногда садится на толстый горизонтальный сук. За один раз она съедает немного пищи, остатки же прячет в укромное место или закапывает в снег.

На человека рысь обычно не нападает, но в случае ранения становится опасной, нанося охотнику зубами и когтями серьезные раны. Врагов, кроме человека, у нее нет. Если ее обнаружит охотник, она спасается на дереве и в густых зарослях, прыгает с ветки на ветку, не спускаясь на землю, и уходит от опасности. Обычно рысь держится вдали от поселений, но в периоды голодовки (например, при затяжном насте или при неурожае зайцев-беляков) посещает населенные пункты, находящиеся вблизи от лесных массивов. Однако здесь ее быстро обнаруживают и убивают.

Обычно молчаливые, рыси в брачный период издают грубое и громкое мурлыканье. Спариваются они весной, а летом самки рождают 2—3 (очень редко 4—5) котят. Логово чаще всего бывает в глухой чаще, в низком дупле или среди бурелома, под корнями поваленных деревьев, между камнями и в расщелинах скал. Детеныши питаются молоком матери 2—3 месяца и остаются при ней около года. Подросшие рысята ходят на добычу вместе с родителями, а затем переходят на самостоятельное существование и живут в одиночку.

Рыси считаются вредными хищниками, но все же полного уничтожения не заслуживают, так как они малочисленны, а кроме того, в природе играют такую же роль, как и волки: они губят среди таежных животных главным образом больных, слабых, неполноценных особей. Рысь обладает прочным, красивым, ценным мехом, который представляет интерес в пушном промысле. Несмотря на то что мясо рыси, похожее на телятину, нежное, вкусное, его по установившейся традиции не принято употреблять в пищу (как и вообще мясо любого хищника). Интересно, что в Древней Руси рысье мясо славилось высокими качествами и его подавали на стол во время боярских и княжеских пиршеств как деликатес.

Интересные факты

  • Слух рыси также отличается остротой, она может услышать шаги человека за несколько километров, поэтому охота на рысь является настоящим искусством.
  • Интересно отношение рысей к человеку. Хотя это животное способно сломать человеку шею, обычно рыси не нападают и стараются избегать людей, и увидеть рысь — большая удача.
  • Среди греков существовало поверье, что рыси способны видеть сквозь предметы, и название свое животное получило в честь героя мифов Люциуса, который обладал данной способностью.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики