ФЭНДОМ

Земляни́ка лесна́я, или Земляника обыкнове́нная (при переводе иногда: Дикая земляника, Европейская земляника; культурные сорта: Земляника альпийская) (лат. Fragáriavésca) — вид растений рода Земляника семейства Розовые.

Земляника
Земляника 1

Царство:

Растения

Отдел:

Цветковые

Класс:

Двудольные

Порядок:

Розоцветные

Семейство:

Розовые

Вид:

Земляника лесная

Распространение и экология

Растение распространено в лесной и лесостепной зонах в европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, на Украине, Белоруссии,Прибалтике, Казахстане, на Кавказе и в ряде других областей Евразии. Оно также интродуцировано и натурализовалось в Северной Африке,Северной и Южной Америке.

Земляника лесная растёт на опушках, в осветлённых лесах, на лесных вырубках и среди кустарников. В природе у земляники выделяют несколько экотипов, произрастание которых приурочено к определенным географо-климатическим условиям и различным местообитаниям: лесная, луговая, северная скальная, южная горная, южная яровая. Пересаженные в культуру особи различных экотипов устойчиво сохраняли особенности морфологической структуры и физиологических процессов в течение ряда лет при клоновом и семенном размножении (Hahsche, Bringhurst, 1968; Фадеева, 1975; Williams, 1975; Hancock, Bringhurst, 1978, 1988; Ларькина, 1982; Ларькина и др., 1982; Shaw,1989; Hancock, 1990). Земляника лесная довольно пластичный вид, способный произрастать в условиях, резко различающихся по ряду экологических параметров. Согласно экологическим шкалам Д.Н.Цыганова (1983), по шкале солевого режима почвы она встречается в диапазоне от очень бедных почв до богатых почв, по шкале кислотности почв - от очень кислых почв до слабощелочных, по шкале богатства почв азотом - от бедных до богатых азотом почв, по шкале переменности увлажнения почв - на почвах со слабо переменным увлажнением до почв с сильно переменным увлажнением. По шкале освещенности-затенения этот вид также отличается широтой диапозона признака - от типа светового режима открытых пространств (травяных, моховых, лишайниковых, реже кустарничковых и переходных между ними фитоценозов, а также участков без растительного покрова), до переходного между типом тенистых лесов (темнохвойных и широколиственных средней сомкнутости) и особо тенистых лесов (некоторых особо высокосомкнутых темнохвойных и широколиственных лесов) (Дубровная, 2000).

Внешний вид

Земляника лесная - многолетнее, поликарпическое, наземно-столонообразующее, короткокорневищное растение, высотой 5-30 см, из семейства Розовые (Rosaceae) Модель побегообразования - симподиально полурозеточная. Имеет вертикальное косое или горизонтально направленное апикально нарастающее (Серебряков, 1952) эпигеогенное корневище (Васильев и др., 1988), втягивающееся в почву за счет контрактильной деятельности придаточных корней, которые образуются в течение всего лета (Коровкин, Цапро, 1993). Эпигеогенное корневище покрыто остатками засохших прилистников. Для F.vesca характерно, как правило, дициклическое развитие побега, т.е. в течение первого года побег функционирует как вегетативный ассимилирующий, формируя зелёные листья, и только следующим летом переходит в генеративную фазу развития и отмирает. Развитие и формирование надземных побегов у земляники лесной проходят две фазы - фазу укороченного и фазу удлиненного побега. Укороченные надземные побеги - вегетативные, а удлиненные - генеративные. Вегетативный розеточный побег разворачивает тройчатосложные листья, весной и летом - длинночерешковые, осенью - короткочерешковые, листорасположение - очередное. По анатомическому строению лист дарзовентральный, устьица находятся только на нижней стороне листа (Ларькина, 1974). Края листочков зубчатые. Средний листочек на коротком черешке, боковые листочки сидячие, косояйцевидные. Листья сверху темно-зелёные, более или менее голые, снизу сизовато-зелёные, мягкоопущенные. В основании листьев имеются ланцетные, длиннозаострённые, цельнокрайние прилистники, «приросшие» к черешку (Васильева и др., 1978). В пазухе листьев розеточного побега закладываются почки, которые развиваются в надземные столоны, побеги возобновления или длительное время остаются в состоянии покоя. Надземные столоны - ползучие побеги, служат для захвата территории и вегетативного размножения. Надземные столоны лишены зеленых листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Каждый столон состоит сначала из двух тонких длинных междоузлий; в узлах сидят два недоразвитых чешуевидных листа, из пазух которых могут вырастать без периода покоя боковые столоны, что приводит к ветвлению надземных столонов и способствует значительному увеличивают энергии вегетативного размножения. “Ус” от материнского побега до первой дочерней розетки формирует два междоузлия - гипоподий и мезоподий (Серебряков, 1952). Столоны последовательных порядков, вырастающие очень быстро, формируют длинный ус - симподий, по ходу которого без периода покоя образовываются дочерние розетки, число которых достигало 5-6 и даже более. Развивающиеся на конце надземных столонов розеточные побеги довольно быстро формируют собственную систему придаточных корней, укореняются, что приводит к становлению у земляники лесной явнополицентрической системы . Характерным признаком столонов является весьма непродолжительная длительность жизни - они отмирают в тот же сезон, при этом явнополицентрическая система нарушается. Материнское растение и образовавшиеся раметы ювенильного имматурного или виргинильного возрастного состояния продолжают самостоятельное существованию, проходя последовательно этапы онтогенеза, при этом у рамет имеет место сокращенный онтогенез (Жукова, 1983б). F.vesca - растение с так называемыми открытыми почками, т.е. лишёнными почечных чешуй. Заложение побега будущего года начинается в конце мая - начале июня, а к концу лета и к осени он уже сформирован полностью, включая соцветие и отдельные цветки (Серебряков, 1952). Весной, при образовании генеративного побега, в пазухе верхнего розеточного листа генеративного побега образуется дочерний боковой побег. Как правило, в течение первого лета он развивается как вегетативный ассимилирующий, образуя 3-4 крупных листа, отмирающих к октябрю и 1-2 короткочерешковых листьев осенне-зимней генерации, сохраняющихся в зелёном состоянии на весь зимний период. В пазухе нижних листьев вегетативного побега развиваются надземные столоны. Весной из верхушечной почки перезимовавшего побега развертывается 1-2 стеблевых листа и соцветие, а из боковой почки, расположенной в пазухе листа розеточного побега - новый вегетативный побег, развивающийся по дициклическому типу. Исследования земляники лесной выявили определенный спектр морфологической пластичности ее особей. Особенности экотопа способствуют реализации особого типа программы роста побеговой системы у земляники лесной, что приводит к становлению адаптивных морфологических структур: удлиненных междоузлий, гипогеогенных побегов, запасающих корневищ (Дубровная // Растительные ресурсы. -2009).

Многолетнее травянистое растение со стелющимся толстым корневищем, покрытым бурыми прилистниками. От корневища отходят тонкие мочковатые придаточные корни и длинные нитевидные побеги, так называемые «усы», которые укореняются в узлах. В местах укоренения усов развиваются розетки длинночерешковых прикорневых листьев и выходят цветоносные стебли.

Прикорневые листья тройчатосложные длинночерешковые, листочки сидячие с крупными острыми зубцами. Листья сверху почти голые, снизу покрыты шелковистыми волосками.

Цветки пятичленные обоеполые белые, собранные в малоцветковые рыхлые зонтиковидные или щитковидные соцветия, выходящие из пазух простых, иногда двойных, крупнозубчатых яйцевидных листьев. Чашечки остаются при плодах.

Плод — многоорешек, образующийся из разрастающегося, сросшегося с чашечкой цветоложа, в мякоть которого погружены мелкие орешки. Такой плод часто называют «земляничиной».

Химический состав

В листьях растения содержатся витамины группы B, аскорбиновая кислота, каротиноиды, органические кислоты (лимонная, хинная, яблочная), сахара, следы эфирных масел, флавоноиды в количестве до 2 % (в основном рутин), дубильные вещества (до 9 %), соли железа, марганца, кобальта, фосфора.

Плоды содержат, кроме того, фолиевую кислоту, пектиновые вещества. 

Полезные и вредные свойства земляники 

Полезные 

  • В землянике содержатся сахара, органические кислоты, клетчатка, пектиновые, дубильные, азотистые вещества, алкалоиды, соли железа,фосфора, кальция, кобальта,  марганца,  витамины группы В, каротин, аскорбиновая и фолиевая кислоты. В листьях-аскорбиновая кислота, дубильные вещества, эфирное смазка и мало алкалоидов.
  • Свежие плоды и отвар сушеных ягод оказывают благоприятное действие на пищеварение, утоляют жажду, возбуждают голод, устраняют воспалительные и язвенные процессы в желудочно-кишечном тракте, желче- и мочевыводящих путях. Земляника полезна при гастритах, колитах и дизентерии.
  • Свежие плоды - хорошее средство для лечения малокровия. Листья земляники употребляют .при атеросклерозе, заболеваниях почек, мочевого пузыря и селезенки, при бронхиальной астме, геморроидальных и маточных кровотечениях, камнях и песке в почках. Их используют как мочегонное средство, при нарушениях солевого обмена, для снижения артериального давления.
  • Настой из листьев помогает при колитах, гастритах, бронхиальной астме, желчекаменной болезни, способствует улучшению сна, нормализует перистальтику. Кроме того, настой расширяет кровеносные сосуды, повышает общий тонус организма. Листья земляники входят в состав витаминных чаев, которые обладают общеукрепляющим, кроветворным и противосклеротическим действием, улучшают обмен веществ.
  • В качестве источника витаминов принимают отвар листьев и плодов земляники. Готовят его следующим образом: 20 г сухого измельченного сырья заливают 1 стаканом горячей воды и кипятят 10 минут, после чего настаивают в течение 2 часов, процеживают и принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день. Аналогично принимают отвар при атеросклерозе, ишемической болезни сердца и аритмии.
  • Для лечения гипертонической болезни полезно принимать настой листьев земляники. Для этой цели 20 г сухого измельченного сырья настаивают 2 часа в 1 стакане кипятка, процеживают и пьют по 1 столовой ложке 3—4 раза в день.
  • В качестве общеукрепляющего средства при умственном переутомлении и малокровии принимают отвар листьев земляники: 20 г сухого измельченного сырья заливают 1 стаканом горячей воды и кипятят 5—10 минут, после чего настаивают в течение 2 часов, процеживают и принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день. При заболеваниях селезенки отвар листьев принимают по 1 столовой ложке 3—4 раза в день.
  • Для возбуждения аппетита при энтероколите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстно кишки настой листьев земляники пьют по 1 столе вой ложке 3—4 раза в день. Этот же настой полезен в виде примочек при кровоточащем геморрое. При заболеваниях желчевыводящих путей такой настой принимают по 1/2 стакана 3—4 раза в день до еды. При бронхите хорошо помогает отвар листьев корневищ земляники. Готовят его следующим образом: 20 г сухого измельченного сырья заливав 1 стаканом горячей воды и кипятят 15 минут, затем процеживают и доводят объем жидкости до первоначального кипяченой водой. Принимают по 1 стол вой ложке 3—4 раза в день.
  • Отвар листьев и плодов земляники помогает при заболеваниях почек, мочевого пузыря, ночном недержании мочи и используется как мочегонное средство при нарушении солевого обмена. Для этой цели 20 г сухого измельченного сырья заливают 1 стаканом горячей воды и кипятят 5—10 минут, затем настаивают в течение 2 часов, процеживают и доводят объем жидкости до первоначального кипяченой водой. Пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  • При мочекаменной болезни с лечебной и профилактической целью, особенно в предоперационном периоде, когда не установлен тип камней, применяют настой листьев земляники: 20 г сухого измельченного сырья настаивают 2 часа в 1 стакане кипятка, процеживают и пьют по 1 столовой ложке 4 раза в день. 

Вредные 

  • Употребление земляники в большом количестве, может вызвать побочный эффект - покраснение кожных покровов, зуд, сыпь, головокружение, позывы к рвоте и массу других неприятных ощущений, которые проходят с прекращением употребления ягод.
  • Землянику не желательно есть при беременности, так как ее маленькие семечки являются сильным аллергеном. Кроме того, они раздражают слизистую кишечника и не рекомендуются к употреблению при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также при почечных и печеночных коликах, дискинезии желчных путей, панкреатите. 

Все секреты лесной земляники 

ЗЕМЛЯНИКА53:57

ЗЕМЛЯНИКА. Секреты высоких и стабильных урожаев

Видео расскажет о том, как вырастить большие и вкусные ягоды земляники с удовольствием. Кроме того, просмотрев видео, вы узнаете, в чем разница между клубникой и земляникой

Хозяйственное значение и применение

Плоды растения издревле употребляются человеком в пищу. Существуют свидетельства её употребления человеком ещё в мезолите.

В качестве лекарственного сырья используют лист земляники (лат. Folium Fragariae). Листья собирают во время цветения растения, срезая их с черешками длиной не более 1 см. Они имеют кисловато-вяжущий вкус и слабый своеобразный запах. Сушат в сушилках при температуре 45 °С или в хорошо проветриваемых помещениях. Срок хранения 1 год. Применяют также плоды земляники лесной (лат. Fructus Fragariae). Их собирают зрелыми, сушат, провяливая на воздухе или 4—5 часов в сушилках при температуре 25—30 °С, затем досушивают при 45—65 °С, рассыпав тонким слоем на ситах или решётах.

Водный настой листьев земляники лесной применяются в качестве мочегонного средства при мочекаменной и жёлчнокаменной болезнях. Их употребление также назначается при диабете ималокровии.

Плоды применяют как витаминное средство.

Второстепенный медонос: медоносные пчёлы берут с цветков нектар и пыльцу.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики