ФЭНДОМ

Лиса 4.jpg
Это незавершенная статья.
Она содержит неполную информацию.
Вы можете помочь Лесомания Вики, дополнив её.

Лапландский государственный биосферный заповедник — заповедник в Мурманской области. База заповедника расположена в посёлке Лапландский заповедник. Одна из крупнейших охраняемых природных территорий в Европе. Площадь заповедника составляет 278 435 га (в том числе акватория 8 574 га). Главная ценность заповедника — дикая нетронутая природа, находящаяся в своём естественном первозданном состоянии. Один из старейших в России. Основан в 1930 году с целью сохранения популяции дикого северного оленя и «всего географического ландшафта в естественной неприкосновенности». Имеется несколько экологических экскурсионных маршрутов. Пагубное действие на экологическую ситуацию в заповеднике оказывает Мончегорский комбинат «Североникель». 

История

Создан по постановлению Ленинградского облисполкома от 17 января 1930 года. Был закрыт в 1951 году, вновь открыт через пять лет, в 1961—1965 годах числился филиалом Кандалакшского заповедника. В 1965 году восстановлен почти в прежних границах[2]. 13 сентября 1983 года получил у западной границы добавку 129577 гектаров как компенсацию за участок тайги меньших размеров в восточной части, погибший вследствие атмосферных выбросов комбината «Североникель». Это увеличило площадь заповедника почти в 2 раза.15 февраля 1985 года решением ЮНЕСКО Лапландский заповедник включён во Всемирную сеть биосферных резерватов.

В 1995 году руководство Лапландского заповедника запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза». Терем Деда Мороза расположен на берегу озера Чунозеро. 

Флора и фауна 

Одна из основных ценностей заповедника — девственные старовозрастные леса, чей возраст оценивается от 3 до 10 тысяч лет. Возраст деревьев в этих лесах — 400—600 лет, высота до 15 метров, диаметр ствола до 70 см.

В лесах заповедника преобладают хвойные породы: сосна Фриза и ель сибирская. В заповеднике насчитывается: 603 вида сосудистых растений; 370 видов мхов; 575 видов лишайников; 273 вида грибов (данные 2007 года). Из сосудистых растений, произрастающих в заповеднике, 5 видов занесено в Красную книгу России: вудсия альпийская, полушник озёрный, кизильник киноварно-красный, калипсо луковичная, пальчатокоренник Траунштейнера.

В горных тундрах, где климатические условия особенно суровы, распространены горные ягельники, кустарнички — голубика, вороника, брусника, толокнянка, стелющаяся азалия, «гром-ягода», обычна дриада (куропаточья трава), попадаются овсянница, линнея низкая, карликовая берёзка и некоторые другие растения. В понижениях и долинах чаще встречаются заросли кустарничков, а на возвышенных участках горных тундр голые скалы лишь местами покрыты налётом разноцветных лишайников.

В заповеднике обитает 31 вид млекопитающих: дикий северный олень, лось, бурый медведь, волк, лисица, куница, ласка, американская норка, росомаха, евразийский бобр, заяц-беляк, белка, ондатра, норвежский и лесной лемминги. Ради сохранения дикого северного оленя когда-то и был создан заповедник. Популяция не всегда находилась в заповедной зоне, что осложняет её сохранение. Довольно многочислен бурый медведь. Водятся росомаха, волк, выдра. Завезённый в 1934 году бобр (это был первый опыт его реакклиматизации в Советском Союзе) всё ещё «теплится» на реках Нявка и Чуна. Условия жизни для него здесь, на окраине ареала, очень трудные.

Птиц, живущих постоянно в заповеднике и гнездящихся здесь, насчитывается 198 видов, в том числе 5 видов куриных: глухарь, тетерев, рябчик, белая и тундряная куропатки. Пять видов крупных хищных птиц, гнездящихся в заповеднике, занесены в Красную книгу России: беркут, орлан-белохвост, кречет, сапсан и скопа.

Фауна птиц достаточно обильна, и в горных тундрах в первую очередь обращает на себя внимание белая куропатка, безо всякой боязни подпускающая человека на расстояние вытянутой руки. Из других видов куриных — рябчик, тетерев, глухарь. Иногда из тундр залетают белые совы. Лебедь-кликун и гусь-гуменник гнездятся здесь, так же как и утки, благородные и нырковые, в том числе гоголь, для которого сооружают дуплянки. 

Лап.зап.jpg

Более половины гнездящихся в заповеднике птиц являются перелётными и на зиму улетают южнее вплоть до Южной Африки и Антарктиды: краснозобая и чернозобая гагары, кряква, чирок-свистунок, гоголь, лебедь-кликун, гусь-гуменник, горихвостка, дрозд-рябинник и дрозд-белобровик, мухоловка-пеструшка, обыкновенная чечётка, дербник, филин и др.

Обитают два вида рептилий (гадюка и живородящая ящерица) и один вид амфибий: лягушка травяная.

Водоёмы богаты рыбой, их украшение — красивая и сильная кумжа — озёрная форель, лососевых представляют ещё голец (палия), сиг, хариус, ряпушка, корюшка. Щука, окунь и налим очень многочисленны. В ручье Жемчужном, впадающем в Мавру, и в речке Урда — левом притоке Кунеси, обитает редкий для этих мест вид моллюска — жемчужница речная.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики