ФЭНДОМ

Кенозерский национальный парк — национальный заповедник в Архангельской области. Управляющая компания — ФГУ НП «Кенозерский».

Кенозерский национальный парк образован Постановлением Правительства РФ 28 декабря 1991 года. Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского районов. 

Russia physical location map (Crimea disputed, compressed).jpg

В 2004 году Кенозерский национальный парк получил статус биосферного и был включён в Список Биосферных Резерватов ЮНЕСКО.

В России осталось исключительно мало территорий, где культурное и природное наследие сохранилось бы наиболее полно и многогранно. Одной из таких территорий является Кенозерский национальный парк, один из последних островков исконно русского жизненного уклада, культуры, традиций, сохранивший богатство и чистоту своего внутреннего мира, обращенного к истокам. И совсем неслучайно идея создания национального парка в районе Кенозера, выдвинутая еще в 1960-х годах специалистами — историками, географами, искусствоведами, архитекторами, биологами, лесоводами, лесоустроителями благодаря активной поддержке общественности, многочисленных почитателей культуры и природы Кенозерья, обрела свое воплощение.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации 28 декабря 1991 года на площади 139663 га был образован Кенозерский национальный парк[1]. Он расположен в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского административных районов, его западная граница проходит по границе с Карелией . По конфигурации территория национального парка — вытянутый в меридиональном направлении многоугольник. Максимальное расстояние с юга на север — 72 км, с запада на восток — 27 км. 

Со всех сторон Кенозерский национальный парк окружают леса, да и сама территория Парка на три четверти покрыта лесной таёжной растительностью. Но не только они формируют растительный покров Кенозерья. Болотные массивы, луга, озёра прерывают таёжный покров, создавая удивительно разнообразные комбинации жизненных условий. За тысячи лет эволюции и смен климатических эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса, занимающие площадь около 106 тысяч га, или 76 % территории Парка. Хозяйственное освоение территории значительно изменило их облик. В современных лесах Парка преобладают смешанные по составу и сложные по строению древостои, в основном — сосновые и еловые насаждения, возраст которых не превышает 120 лет. Относительная молодость лесов связана с довольно активным применением в прошлом подсечно-огневого земледелия, кардинально изменившим их возрастную и породную структуру. Тем не менее, на территории сохранились фрагменты коренных лесов (около 5 тысяч га), практически не затронутых хозяйственной деятельностью. Они занимают низинные, заболоченные участки и представлены ельниками долгомошными и сосняками сфагновыми. Хотя они и не представляют всего спектра типов коренных лесов, их можно рассматривать как рефугиумы естественного биологического разнообразия девственных таёжных лесо-болотных комплексов, исчезнувших в регионе ещё в далёком прошлом. Преобладание производных лесов, а также высокая их возрастная и породная фрагментарность определили высокое экосистемное и видовое разнообразие.

Болота — бескрайние моховые поля с вкраплениями небольших озёр — ламбушек. Болотные массивы (7,3 тыс. га) Парка представлены практически всеми типами. Они различны по характеру водного питания, и соответственно по разнообразию населяющих их видов растений и животных. Обильны здесь ягоды — морошка, клюква, брусника, черника, голубика и водяника.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики