ФЭНДОМ

Ирга

Ирга - удивительное растение, семейства розоцветных. Она нетребовательна к условиям произрастания, способна нормально переносить морозы до -40 -50 градусов, и во время цветения заморозки до -5 -7 градусов. Она хорошо растет на почвах различного состава и кислотности. Но есть непременное условие - если вы хотите получить урожай крупных, сладких, с ароматом свежести ягод, надо отвести ирге солнечное место. Поэтому кусты ирги следует располагать на расстоянии не менее 2,5-3 м, если только вы не ставите целью вырастить высокую живую изгородь, для чего ирга очень подходит.

Serviceberry.jpg

Наиболее распространена ирга круглолистная, или ирга обыкновенная (rotundi-folia), встречается в культуре как плодовое, медоносное и декоративное растение. Листья опадающие, округлые или овальные, сверху темно-зелёные, снизу бледно-зелёные, осенью жёлто-красные или тёмно-красные. Цветки белые или кремовые, собраны в щитковидные кисти на концах побегов. Плоды круглые, синевато-чёрные или красновато-фиолетовые, диаметр до 10 мм, съедобные, сладкие,созревают в июле. 

Калорийность ирги

Это низкокалорийная ягода, в 100 г которой содержится 45 кКал. Однако из-за повышенного содержания углеводов ею не стоит злоупотреблять людям, страдающим ожирением.

Полезные свойства ирги

Ирга содержат до 12% сахаров, яблочную и другие органические кислоты, дубильные и красящие вещества, флавонолы, витамины Р, С, группы В, каротин, микроэлементы, клетчатку, пектины; в семенах содержится жирное масло, а в коре и листьях - дубильные вещества. 

Ирга превосходят даже виноград по содержанию витамина «С», а также богаты каротином, витамином «Р», сахарами и другими минеральными веществами. У людей, употребляющих иргу, улучшается сон, зрение и работа кишечника.

Плоды улучшают пищеварение и укрепляют кишечник. Как хорошее поливитаминное средство в свежем виде ягоды применяют для профилактики и лечения гипо- и авитаминозов, атеросклероза, а также сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. С разрешения и под контролем врача плоды ирги используются в виде вяжущих отваров при воспалительных желудочно-кишечных заболеваниях.

В народной медицине для полоскания горла применяют свежий сок ягод ирги как диетический и лечебный напиток с вяжущими свойствами, смесь его с соками диких яблок и груш. Обилие витамина Р позволяет рекомендовать плоды ирги и соки из них пожилым людям для укрепления стенок сосудов и повышения их эластичности, предупреждения инфаркта миокарда и варикозного расширения вен. Ирга нормализует сон и укрепляет организм. Применение настойки цветков ирги нормализует работу сердца и снижает кровяное давление. Сок свежих плодов используется как лечебный напиток при расстройствах кишечника.

Плоды ирги созревают неодновременно, поэтому их собирают в несколько приемов. Ирга широко используется в лечебном и диетическом питании. Плоды ее употребляют в свежем виде в качестве десерта, их сушат, вялят, замораживают, варят варенье, готовят компот. Высушенные ягоды иногда называют «северным изюмом», а раньше они были известны под названием коринки, их используют в качестве начинки для кондитерских изделий.

Сок из свежесобранных плодов ирги почти не отжимается, но после 7-10-дневного хранения слоем не более 5 см можно отжать до 70% сока. Учитывая, что ягоды имеют пресно-сладкий вкус и не богаты органическими кислотами, в продукты переработки добавляют лимонную кислоту или натуральный сок кислых плодов.

Для приготовления сока из ирги, ягоды выдерживают в сухом помещении в течение недели, рассыпав их на пленке или бумаге, чтобы они смогли отдать сок и стали более ароматными. Затем с помощью соковыжималки отжимают сок, смешивая его с сахаром (на 1 л сока - 300 г сахара), подогревают до полного растворения сахара, разливают в банки и закатывают их крышками. Хранят в прохладном помещении. Поскольку сок ирги малой кислотности, то его можно купажировать с другими соками ягодных культур, например с соком смородиной красной.

Из плодов ирги получается вкусное и целебное вино. Например, в США с XVIII века сажают обширные плантации ирги для виноделия.

Настой цветков ирги благотворно влияет на работу сердца и снижает давление.

Опасные свойства ирги

Известны случаи индивидуальной непереносимости ирги. Противопоказана данная ягода тем, кто страдает пониженным давлением. Не стоит также чрезмерно употреблять иргу в пищу, так как она обладает седативным свойством и может привести к снижению концентрации.

Противопоказана ирга людям, страдающим гемофилией, так как она понижает свертываемость крови.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики