ФЭНДОМ

Редкий дачник не поминал едким словом русака, оборачивая по осени стволы яблонь и груш полиэтиленом

Заяц-русак
Заяц 4.jpg

Царство:

Животные

Тип:

Хордовые

Подтип:

Позвоночные

Класс:

Млекопитающие

Отряд:

Зайцеобразные

Семейство:

Зайцевые

Род:

Зайцы

Вид:

Заяц-русак

или металлической сеткой. Острые, постоянно растущие резцы - замечательный универсальный инструмент для снятия коры, обрезки веток, стрижки газона и сенокошения. Длинные чуткие уши различают всякий неурочный треск и шаг; во время кормёжки русак то и дело перестаёт жевать, чтобы прислушаться. Глаза, расположенные по бокам головы, обнаружат опасность, с какой бы стороны она ни появилась. Сильные задние ноги - спасение от хищников.

Жизнь зайцев

Кормятся русаки в основном ночью и в сумерках. Места кормёжки определяются не только обилием и составом растений, но и с соображениями безопасности. Русаки выбирают открытую местность, даже если на соседнем участке в густых зарослях, сокращающих обзор, произрастают самые вкусные и любимые травы. Зайцы избегают кормиться в тех местах, где часто бывают лисицы (характерный запах этого хищника может почуять и человек, а русак - тем более).

Когда снег скрывает оставшиеся зелёными травянистые растения, русак поедает молодые побеги липы и дуба, плодовых деревьев, лещину, бересклет - список деревьев и кустарников, которые русаки пробуют на зуб, весьма обширен.

Русаки - территориальные млекопитающие. Хотя индивидуальные территории зайцев значительно накладываются друг на друга, хозяева метят границы участков. Зимой участки перекрываются особенно сильно, иногда даже формируются группировки русаков с выраженной иерархией. При этом доминантный самец может прогонять остальных с мест кормёжки.

Двойная переработка

Русак и его сородичи - растительноядные млекопитающие. Их пища жёсткая, малопитательная и трудно переваривается. В пищеварении зайцам помогают бактерии: между тонкой и толстой кишками расположен большой слепой отросток с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Большая часть переваренных веществ тут же всасывается в кровь. Чтобы не терять некоторые важные элементы (среди них витамины В), зайцы поедают непереваренные вещества дважды.

Заяц-русак в пищевой цепи

В тёплое время года русак питается в основном разнообразными травянистыми растениями. В каждой местности их десятки видов, и перечень растений сильно различается географически. Предпочитает злаки, особенно культурные, бобовые (клевер, люцерну), сложноцветные (одуванчик, топинамбур, подсолнечник).

Интересные факты

  • Хотя зайцы обладают грызущими резцами и не хуже мышей или бобров могут обглодать кору с дерева, это не грызуны. Их выделяют в свой отряд под названием "двупарнорезцовые", которое описывает наиболее заметное отличие зайцеобразных: у них двойные верхние резцы (позади пары верхних резцов растёт пара более коротких зубов). Всего у зайцев и кроликов 28 зубов.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики