ФЭНДОМ

На территории двух соседствующих районов, Гатчинского и Лужского, между четырьмя населенными пунктами: Мшинской, Чащей, Торковичи и Дивенской, расположен федеральный комплексный заказник «Мшинское болото».

Мшинское-болото-заказник.jpg

История создания

Заказник был основан после принятия постановления Ленинского облисполкома 29 марта 1976 года. Основная цель его создания – охрана в первозданном виде крупнейшего болотного массива Ленинградской области, в который входят семь озер и где находятся истоки восьми рек. В начале 80-х годов заказник преобразован в республиканский, а в 1994 году, постановлением Правительства России, присоединен к водно-болотным угодьям международного значения «Мшинская болотная система».

Территория заказника

Площадь заказника более 69 тысяч гектаров, причем 9 тысяч гектаров занимают озера, самыми крупными из которых являются Стречно и Вялье. В природный комплекс входят также озера Глухое, Мочалище, Осейка, Литвино, верховые болота, являющиеся своеобразным обрамлением озер, гагарьи озерки, истоки рек Ракитинки и Железянки (Южной).

Территория заказника занимает площадь в водоразделе рек Оредеж и Ящер. На карте видно, что заказник имеет вытянутую в меридиональном направлении форму. Массив состоит из 10 грядово-озерковых и отдельно расположенных болот, в которых обильно растет вереск и очеретник белый.

Небольшая часть территории заказника занята сосново-кустарничково-сфагновыми болотами.

Северо-запад массива заказника находится под мезоевтрофными массивами пушицево-вахтово-сфагнового болот, которые по берегу окаймляет топкий черноольшатник. Есть черноольховые болота и на южной границе земель. Молосовские озера на юго-востоке массива окружают несколько эвтрофных ключевых болот, поросших гипновыми мхами, черноольшатниками, разнотравьем, щавелем, калужницей, орхидеями (дремлик болотный и лосняк Лезеля). Флора озер – многообразна. Здесь есть заросли хвоща, сфагновые сплавины, тростник, рогоза, рдест плавающий, кубышки, ежеголовник прямой, кувшинки и наяда. В начале 20 века в озерах Стречнои Вялье был посеян водяной рис.

Флора и фауна

На территории заказника растет 636 видов сосудистых растений и порядка 130 видов листостебельных мхов. В лесных массивах вдоль озер и болот преобладают хвойные растения, есть ельники дубравнотравные с кленом и медуницей. Растут здесь кисличник и черника, копытень, сныть. Часто можно встретить березняки и осинники.

Фауна является обычной для подзоны южной тайги. На территории заказника живут популяции горностаев, зайцев-русаков, барсука, косули, куниц, бурого медведя, ласки, выдры, рыси. В 1950 году в озера Стречно и Вялье были выпущены семейства ондатры черной формы, которая водится здесь и сейчас. Встречаются в заказнике и редкие виды пернатых. Здесь водятся перепела, золотистые ржанки, серощекие поганки, белый и черный аисты, черные коршуны, средний и большой кроншнепы, большие выпи, серая и белая куропатки, скопы, серые журавли, клинтухи, обыкновенные горлицы, бородатые неясыти, серые сорокопуты. В укромных уголках озер гнездятся чирок-трескунок, широконоска, болотный лунь, красноголовый нырок. В ходе исследований зоологи обнаружили и редкие виды рептилий и амфибий – веретеницу ломкую, гребенчатого тритона. Водятся также прудовая лягушка, прыткая ящерица, обыкновенный уж.

Особо охраняемыми законом в заказнике являются водные массивы озер и редкие виды животных и растений – дремлик болотный, лосняк Лезеля, наяда большая, надбородник безлистный и прыткая ящерица, гребенчатый тритон, скопа, белый и черный аисты, перепел, серый журавль, белая и серая куропатки, серый сорокопут, барсук, косуля, черная ондатра, рысь, выдра.

Несмотря на то, что заказник на 99% граничит с лесными угодьями, для его экосистемы серьезной угрозой являются расширяющиеся в сторону заповедных земель зоны частного хозяйства, сети коммуникаций и территории для отдыха людей.

На территории заказника строго запрещена вырубка леса, строительство, прокладка коммуникаций, проведение мелиоративных работ, охота, рыбалка с лодок.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики