ФЭНДОМ

Жимолость

Жимолость представляет собой пряморослый сильноветвистый кустарник высотой до 2 м с бурой шелушащейся корой и опушенными продолговатыми листочками. Уже в начале мая на кустах жимолости появляются красивые желтые цветки, привлекающие своим ароматом насекомых. Цветение растянуто по времени на целый месяц, что позволяет основной массе цветков жимолости избежать повреждения заморозками и обеспечивает ежегодный стабильный урожай. Ягоды - темно фиолетовые с сизым налетом, имеют густой красящий сок, чем напоминают чернику, однако размеры и форма их на кусте различны, как правило форма продолговатая.

Жимолость.jpg

Вкус плодов очень разнообразен – сладкий, кисло-сладкий, кислый с более-менее выраженной пикантной горчинкой, которую придает гликозид лоницеpин. Ягоды жимолости бывают как съедобными, так и горькими на вкус, причем горечь несъедобных надолго остается во рту. Съедобные виды произрастают только на побережье Охотского моря, на Камчатке, Сахалине и в Восточной Сибири, по вкусу ягоды напоминают голубику.

Калорийность жимолости

Калорийность жимолости составляет всего 30 кКал на 100 г. Это диетический продукт, который показан даже людям, страдающим ожирением. В 100 г варенья из жимолости содержится 218 кКал и из-за высокого содержания углеводов его чрезмерное употребление может привести к появлению лишних килограммов.

Полезные свойства жимолости

В плодах жимолости содержится 12,4-17,3% сухого вещества, в т.ч. 0,5-1,0% сахаров (глюкоза, фpуктоза, галактоза, сахароза), 1,5-4,5% органических кислот (лимонная, яблочная, янтаpная, щавелевая). Среди витаминов обнаружены аскорбиновая кислота (20-170 мг/100 г), провитамин А (0,32 мг/100 г), B1 (0,04мг/100 г), В2 (0,04 мг/100 г), В9 (0,9 мг/100 г), комплекс Р-активных полифенолов (до 2800 мг/100 г). В плодах присутствуют калий, фосфор, кальций, натрий, магний, железо, кремний,медь, цинк, йод, дубильные и пектиновые вещества.

Ягоды обладают способностью повышать желудочную секрецию и увеличивать переваривающую силу желудочного сока. Они применяются в качестве желудочного, вяжущего, бщеукрепляющего,антицинготного, мочегонного,желчегонного, аппетитного, слабительного средства. Жимолостью в народе лечат гипертонию, болезни желудка, печени, почек; поносы, запоры.

В народной медицине свежие и переработанные плоды используют с лечебно-пpофилактической целью как эффективное поливитаминное, жаропонижающее и капилляроукрепляющее (при сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонии) средство, отвар ветвей применяют как мочегонное, настой цветков и листьев – как вяжущее, антисептическое (при ангинах, тонзиллитах) средство.

Плоды жимолости японской способны усиливать секрецию желудочного сока и переваривающую способность желудка. В народной медицине их применяют как противовоспалительное, вяжущее и мочегонное средство. Свежие плоды рекомендуют при гипертонии, расстройстве желудочно-кишечного тракта, малярии, малокровии.

Соком ягод (содержит синильную кислоту) выводят лишаи; отваром ягод промывают глаза, полощут рот, горло. Отвар веточек принимают при болезнях почек, для повышения аппетита; им моют голову при выпадении волос. Отваром листьев полощут горло при ангинах. Водным настоем цветков промывают глаза. Молодые ветви, кора жимолости применяются для ванн при ревматизме. В тибетской медицине кору используют как болеутоляющее - при суставном ревматизме и головной боли.

Отваром ягод промывают глаза, полощут рот при различных заболеваниях. В Забайкалье и на Дальнем Востоке молодые веточки жимолости используют для ванн при лечении суставного ревматизма. В нанайской народной медицине отвар коры веточек жимолости Максимовича используют в качестве средства, улучшающего аппетит.

Отвар ветвей и коры применяют при водянке. Для приготовления отвара в домашних условиях измельченное сырье помещают в эмалированную кастрюлю, заливают холодной водой (в соотношении 1:10), ставят на легкий огонь или водяную баню, кипятят 20-30 мин, затем процеживают. Выпивают по 1/2 стакана в день в 3 приема за 30 мин до еды.

Считается, что экстракт жимолости обладает широчайшим спектром свойств – антиоксидантное, противогрибковое, противовирусное, антибактериальное и т.д. Экстракт обладает отшелушивающим действием и помогает бороться с экземой и псориазом. Почему же у жимолости столько полезных свойств? Потому что она богата витаминами, полифенолами, катехинами, танинами и гликозидами!

Жимолость является одним из наиболее богатых полифенолами растений, благодаря чему отлично успокаивает раздраженную и воспаленную кожу, наряду с зеленым чаем, алоэ вера и ромашкой. Экстракт жимолости содержит много витамина С, который является великолепным антиоксидантом и хелатирующим компонентом, а также возможным стимулятором выработки коллагена нашей кожей.

В качестве лекарственного сырья употребляют цветки, реже листья и стебли растения. Настой и отвары цветков хорошо изучены корейскими учеными, подтверждена высокая эффективность против многих болезнетворных бактерий и вирусов. Многокомпонентные растительные смеси, содержащие жимолость, корейская медицина использует для профилактики и лечения гриппа, туберкулеза, абсцессов легких, дизентерии и при различных гнойных воспалениях.

Плоды употребляют в пищу в свежем виде, перерабатывают на варенье, желе, сырой джем, компот, сок, вино, их сушат для компотов и киселей.

Опасные свойства жимолости

Переедание жимолости может спровоцировать запор, а также частое мочеиспускание, которое будет вымывать полезные вещества из организма.

Кроме того, от большого количества съеденной жимолости могут появиться кожные высыпания, мышечные спазмы и расстройства желудка у детей, а также резкое повышение уровня гемоглобина и эритроцитов в крови.

Галерея 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики