ФЭНДОМ

Дягиль

Дягиль лекарственный — растение, родиной которого считают север Европы и Азии. Старинное предание гласит, что это растение даровано людям от Бога. Видя, как они страдают от чумы, Бог послал ангела на землю с корнем дягиля. Этим объясняется латинское название растения «архангелика»: «архангел» обозначает высший чин у ангелов.

Angelica.jpg

Из скандинавских стран в XIV веке дягиль был завезен в Центральную Европу. Славянские племена «архан-гелику» называли так же, как и теперь, считая его растением, дарящим здоровье и силу. В средние века его использовали для выведения яда из человеческого тела (при укусе змеи).

Сейчас дягиль в диком виде растет в европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, на Северном Кавказе. Культивируется в России очень редко, в основном в средней полосе. Другие страны, такие как Бельгия, Нидерланды, Германия, выращивают повсеместно.

Дягиль - высокое, до 2 метров, растение с резными листьями и большим зонтиком желтовато-зеленоватых или белых мелких цветков. Дягиль обладает сильным ароматом и мощной корневой системой; корневище короткое, толстое, с многочисленными корнями и ароматным запахом. Стебель прямостоячий, ветвистый, внутри полый с сизым налетом. Листья дягиля крупные, очередные, голые, дважды- и триждыперистые, с цилиндрическими черешками и вздутыми перепончатыми влагалищами. Цветет на 2-й год жизни, в июне-августе. Цветки дягиля белые, мелкие, собраны в шаровидный зонтик. Плод - двусемянка соломенно-желтого цвета.

Лекарственным сырьем служат корневища с корнями дягиля, обладающие приятным освежающим запахом. В 1-й год растения собирают осенью, на 2-й - ранней весной. Дягиль имеет ароматный запах.

Дягиль лекарственный следует отличать от дягиля лесного, который, в медицинской практике не применяется. Так, например, дягиль лекарственный имеет шаровидное соцветие, а у дягиля лесного оно плоское, щитовидное, на верхней части стебля имеются грани..

Дягиль имеет ещё и другие названия: ангелика, сладкий ствол, дудник, дягильник, пищальник, дяглица, борданка, бру деч, луговые дубки.

Калорийность дягиля

В 100 г дягиле содержится менее 10 кКал, поэтому его употребление не приведет к появлению избыточного веса.

Полезные свойства дягиля

Дягиль лекарственный содержит очень много полезных веществ, .поэтому его часто называют растением, дарящим силу. Корни и другие части имеют эфирные масла (1%), смолы (6%), яблочную, уксусную, ангелико-вую, валериановую и другие кислоты, дубильные, пектиновые вещества, смолы и др. Эфирное масло, приготовленное из дягиля, содержит жирные масла, протеин, белки, жиры, клетчатку, кальций, фосфор, аскорбиновую кислоту.

В корнях дягиля содержатся до 1% эфирного масла, до 6% смолы, органические кислоты (яблочная, ангеликовая, валериановая, уксусная), горькие и дубильные вещества, фитостерины, сахара, воск, пектиновые вещества, каротин. Корни дягиля обладают сильным ароматическим запахом, сладковатым, пряным, жгуче-горьковатым вкусом. Эфирное масло из корней дягиля - жидкость пряно-жгучего вкуса с мускусным запахом. Главная составная часть масла - феландрен, а характерный запах ему придает лактон оксипентадециловой кислоты – амбреттолид.

Дягиль с древнейших времен считался лекарственным растением, которое укрепляет сердце, стимулирует кровообращение и положительно действует на иммунную систему.

Дягиль оказывает тонизирующее влияние на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, повышает желчеотделение и секрецию панкреатического сока. Дягиль применяется при подагре, ревматизме и болях в пояснице используют спиртовые настойки для растираний; рекомендуется при желчнокаменной болезни, заболеваниях почек, входит в состав сборов при алкоголизме.

Дягиль обладает отхаркивающим, мочегонным, противовоспалительным, антимикробным свойствами, усиливает моторную и секреторную функцию желез внутренней секреции, улучшает микроциркуляцию крови, успокаивает, снижает артериальное давление. Дягиль содержит значительное количество витамина В12, обладает холестеринопонижающим действием.

Применяется дягиль для лечения бесплодия у анемичных женщин, при нарушении кровообращения, при бледности и сухости кожных покровов, дородовой и послеродовой слабости, кровянистых менструациях, головокружениях. В качестве утеротонического средства, дягиль применяется для лечения аменореи, альгодисминореи, для нормализации кровообращения в органах малого таза.

В Европе дягиль использовали для лечения бронхита, простуды, кашля, несварения желудка и стимулирования аппетита. Дягиль обладает свойствами антисептика, поэтому применяется при циститах и ревматических воспалительных процессах. В китайской медицине известно десять сортов дягиля, которым приписываются следующие свойства: борьба с бесплодием, укрепление духа, профилактика женских заболеваний. По своим достоинствам дягиль уступает только женьшеню.

В домашних условиях применяют дягиль при псориазе, увядании кожи, кожных раздражениях. Помогает при спазмах желудка и кишечника, а также при простудных заболеваниях.

Высоко ценится дягиль как отдушка в косметике и парфюмерии, особенно в одеколонах и духах восточного направления. Применяется и как ароматизатор пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков.

Способ приготовления и применения: 1 столовую ложку корня дягиля залить 250 гр. кипятка, кипятить 5 минут, процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день до еды.

Опасные свойства дягиля

Дягиль противопоказан во время беременности, при диабете. Также возможна индивидуальной непереносимость растения.

Галерея 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики