ФЭНДОМ

Бу́квица лека́рственная (лат. Stáchys officinális) — многолетнее травянистое растение; вид рода Чистец (Stachys) семейства Яснотковые.

Буквица
265px-Stachys officinalis 01.jpg

Царство:

Растения

Отдел:

Цветковые

Класс:

Двудольные

Порядок:

Ясноткоцветные

Семейство:

Яснотковые

Род:

Чистец

Вид:

Буквица лекарственная

Среды обитания

Буквица лекарственная распространена почти по всей Европе, довольно обыкновенна она почти по всей Европейской России, на Кавказе, в Западной Сибири и Урале.

Научное определение

Корневище многолетнее, мочковатое, короткое, отвесное.

Стебель прямостоячий, высотою в 30—60 (100) см, простой, более или менее шерстистый от длинных жёстких волосков.

Листья супротивные, черешчатые, продолговато-яйцевидные, тупые, городчатые, при основании сердцевидные, морщинистые, с обеих сторон покрытые шершавыми волосками; прикорневые листья с очень длинными, средние — с более короткими черешками, верхние же — почти сидячие.  

Цветки крупные, неправильные, обоеполые, подпестичные, сидящие в пазухах верхних листьев многоцветковыми полумутовками, собранными на конце стебля продолговатым, в нижней части часто прерывистым, колосовидным соцветием; прицветники яйцевидные, острые, реснитчатые, почти равной длины с чашечками. Чашечка неопадающая, правильная, колокольчатая; о пяти равных зубцах, коротковолосистая; чашечные зубцы треугольные, остистые, вдвое короче трубки. Венчик опадающий, светло-пурпуровый, редко белый, двугубый, снаружи покрытый частым пушком; трубка венчика длиннее чашечки, слегка изогнутая, внутри без кольца волосков; верхняя губа продолговато-яйцевидная, цельная или на верхушке выемчатая, вогнутая, первоначально прямостоящая, затем отвороченная; нижняя губа трёхлопастная, наклонённая, с более широкою, округлою, мелкогородчатою среднею лопастью. Тычинки в числе четырёх, двусильные, не доходящие до середины верхней губы; тычинковые нити тонкие, нижнею частью приросшие к трубке венчика, вверху свободные, остающиеся параллельными и послецветения; пыльники двугнёздные, с почти параллельными пыльниковыми мешками. Пестик с четырёхгнёздною, четырёхлопастною верхнею завязью, сидящею на железистом диске; столбик нитевидный, почти равной длины с тычинками, оканчивающийся двураздельным рыльцем. Цветёт с конца июня до сентября.Плод сухой, состоящий из четырёх продолговатых, трёхгранных, снаружи выпуклых, гладких бурых односемянных орешков, сидящих на дне остающейся чашечки. Плоды в Средней России созревают в июле — октябре. 

Галерея 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики