ФЭНДОМ

Большехехци́рский госуда́рственный приро́дный запове́дник (Хабаровский край, Россия) учреждён 3 октября 1963 года. Площадь в настоящее время — 45 439 гектаров. Площадь охранной зоны — 12 000 гектаров.

Лесистость территории заповедника составляет около 90 %..

История названия

Название заповедника происходит от названия хребта Большой Хехцир. Название хребта, по самой «красивой» версии, происходит от имени шамана Хээкчира. Так описывает легенду о нём В. К. Арсеньев:

"Давным-давно в одинокой фанзе жил гольд Хээкчир Фаеигуни. Он был хороший охотник и всегда имел достаточный запас юколы для своих собак. Хээкчир был однажды в Сансине на реке Сунгари и вывез оттуда белого петуха. После этого он начал тяготиться своим одиночеством, потерял сон и стал плохо есть. Как-то раз ночью Хээкчир Фаенгуни вышел на улицу и сел у крыльца своего дома. Вдруг он услышал слова:
— Хозяин, закрой окна, перед светом будет гроза.

280px-Хехцир.jpg

Горы Хехцир

Хээкчир обернулся и увидел, что это петух говорил ему человеческим голосом. Тогда он пошел на берег реки, но тут услышал шёпот над своей головой. Это говорили между собой деревья. Старый дуб шелестел листьями и рассказывал молодому ясеню о том, чему довелось ему быть свидетелем за двести с лишним лет. Хээкчир испугался. Он вернулся в свою фанзу, лег на кан, но, как только начал дремать, опять услышал шорох и голоса. Это говорили камни, из которых был сложен очаг. Они собирались треснуть, если их еще раз так накалят. Тогда Хээкчир понял, что он призван быть шаманом. Он отправился на реку Нор, и там маньчжурский шаман вселил в него духа Тыэнку. Хээкчир скоро прославился — он исцелял недуги, находил пропажи и отводил души усопших в «загробный мир». Слава о нем пошла по всей долине Уссури, Амуру и реке Сунгари."

Расположение

Заповедник расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу реки Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протянувшиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска.

Администрация заповедника расположена в селе Бычиха Хабаровского района.

Как всё начиналось...

Многообразие флоры и фауны издавна обращало на себя внимание путешественников и учёных. Н. М. Пржевальский, побывавший здесь трижды, отмечал: «Хехцирский хребет представляет такое богатство лесной растительности, какое редко можно встретить в других, даже более южных частях Уссурийского края». В 1935 году Хехцир стал природнымзаказником местного, а с 1959 года — республиканского значения.[2] Заповедник создан распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 октября 1963 года на площади 46000 га. В 2009 году проведено межевание границ заповедника. Общая площадь земель составила 45340 га.[3] Особая заслуга в придании заповедного статуса принадлежит члену-корреспонденту АН СССР А. С. Хоментовскому, известному писателю-охотоведу В. П. Сысоеву и охотоведу Н. В. Михайлову.

Флора и фауна

На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Продробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

До начала 90-х годов прошлого столетия заходы тигров на Большой Хехцир были эпизодичны и кратковременны. С июля 1992 г. здесь поселилась семейная пара. Самец был вынужденно отстрелян в пос. Корфовский в феврале 2000 г. Самка «Трехпалая» за время нахождения в заповеднике (до июля 2007 г.) размножалась трижды (2, 1 и 3 тигренка). Самка амурского тигра жила в заповеднике до 2007 года[4].

Галерея

Большехехцирский заповедник.jpg

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики