ФЭНДОМ

Благородный олень
Олень 1

Царство:

Животные

Тип:

Хордовые

Класс:

Млекопитающие

Отряд:

Парнокопытные

Семейство:

Оленевые

Род:

Настоящие олени

Вид:

Благородный олень

Благородный олень — парнокопытное млекопитающее семейства оленей; имеет много подвидов, ранее считавшихся самостоятельными видами, и отличающихся строением и длиной тела, рогов, а также деталями окраски (европейский олень, марал, изюбрь, вапити, тугайный олень, кашмирский олень). Благородный олень распространен в Европе (исключая северо-восток), Азии (исключая север), умеренном поясе Северной Америки и в Северной Африке, акклиматизирован в Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке.

Он обитает главным образом в широколиственных, таежных и субтропических лесах, где придерживается вырубок и полян с молодым подростом и богатым травостоем; поднимается в горы до альпийского пояса. В разных частях ареала олени отличаются своими размерами: в Сибири они могут иметь высоту в холке более 1,5 метра и достигать веса 340 кг, а в Средней Азии олени имеют высоту 60–80 см и весят не более 70–100 кг. У самца ветвистые рога, летний мех животных без пятен.

Благородный олень держится группами. Стадо обычно в 3-6 голов состоит из самки и ее потомства за несколько лет. Самцы большую часть времени проводят в одиночестве или формируют небольшие группы. Иногда образуются зимние стада до двадцати и более голов. На равнинах олени оседлы, зимой совершают лишь небольшие перемещения на малоснежные участки и летом меняют пастбища. В горах животные больше мигрируют в поисках пищи.

Там, где зима не очень высокоснежная, травянистая растительность круглый год имеет очень большое значение в питании оленей. Наибольшую роль в кормовом рационе играют злаки, особенно весной и в начале лета. Часто поедают сложноцветные, бобовые и зонтичные. Зимой у многолетников олени используют зеленые прикорневые листья и стебли. Едят также ветошь.

Из древесно-кустарниковых растений олени поедают дуб, ясень, клен, бук, осину, липу, рябину, иву, бересклет, калину, плющ, омелу и др. Едят листья, почки, побеги, грызут кору. При недостатке кормов поедают также побеги и хвою сосны и можжевельника, реже — пихты и ели.

Общая информация

Очень большое значение в питании оленей имеют желуди, которые они используют осенью и зимой, если могут достать их из-под снега. Охотно поедают буковые орешки, каштаны, кедровые орехи, семена липы, орехи лещины, а также груши, яблоки и другие плоды деревьев и ягоды. Едят олени многие виды грибов, а зимой — древесные и наземные лишайники.

В различных частях ареала видовой набор кормов и значение той или иной группы кормов в питании оленя заметно меняется в связи со спецификой условий и характером растительности. Кормовой рацион может существенно меняться и в зависимости от урожая или неурожая основных кормов.

Большинство видов летом пасется утром и под вечер (тугайский олень — ночью), а зимой олени пасутся большую часть суток. Чаще олени сбрасывают рога в марте-апреле, некоторые виды — в январе-феврале. После сбрасывания сразу же начинают развиваться новые рога — панты, покрытые нежной кожей с бархатистой шерстью

Гон происходит осенью. Начало его обозначается громким, хриплым и отрывистым ревом самцов, чем-то напоминающим звуки трубы. В этот период самцы выбивают ногами землю (такие площадки называют точками). Во время гона между самцами часто вспыхивают конфликты, обычно являющиеся лишь демонстрацией силы. Самцы бьют рогами кусты и деревья, громко воют и вскоре расходятся. Однако известны случаи, когда в ходе серьезных столкновений обламывались рога, и один из бойцов получал серьезные травмы. Как правило, вокруг самца собирается гарем из 2-3 самок, иногда их число доходит до 20. В разгар гона самцы пьют много воды, часто валяются в грязи. Беременность длится 8,5 месяцев, родится один, в исключительных случаях два олененка, которые долгое время не расстаются с матерью. Основной враг оленей — волк. Взрослых оленей волки преследуют стаей, одиночному волку справится с сильным самцом невозможно. На молодняк нападают многие хищники.

Благородный олень живет во многих местах мира. Ареал достаточно велик. Это животное можно встретить по всей территории Западной Европы, в Алжире и Марокко, в Южной Скандинавии, Афганистане, Монголии, Тибете, в Юго-Восточном Китае. Наибольшее распространение "Cervus elaphus" получил в Северной Америке. Завезен в Австралию и Новую Зеландию, Аргентину и Чили. Там Благородный олень акклиматизировался и отлично себя чувствует.

Олени идут крупным шагом, при испуге переходят на галоп, делая прыжки до 5—6 метров. Они хорошо плавают, и известны случаи, когда они переплывали широкие и бурные реки. У оленей хорошо развиты обоняние и слух, и во время кормежки они стараются держать морду на ветер.

Обычный размер стада оленей 3—6 голов, редко больше. Такое стадо состоит из взрослой самки и ее потомства за несколько лет. Самцы большую часть года ходят поодиночке или небольшими группами. Осенью, в период гона, самцы собирают гаремы из 2—3, редко до 15 и даже 20 самок. Иногда к такому гарему поздней осенью, после конца гона, присоединяются подростки, и образуется зимнее смешанное стадо в 10-15, очень редко 20 и более голов. Весной, перед отелом смешанные стада распадаются.

Рев оленей начинается с отрывистых и хриплых звуков, напоминающих тяжелые вздохи, после чего следует низкое, мощное и протяжное мычание. Трудно передать словами особую красоту и своеобразие голосов оленей. Издалека в тихом вечернем воздухе, особенно в горах, рев слышен на расстоянии до 3—4 км, он напоминает звуки трубы. В этом призывном звуке, порой тоскливом и даже жалобном, чувствуется в то же время сила и мощь дикого лесного зверя.

Благородные олени - Заповедник

Основной враг оленей — волк. Взрослых оленей волки преследуют стаей; одиночному волку справиться с оленем, особенно самцом, бывает не под силу. Олени защищаются передними копытами, а самцы еще и рогами. Спасаясь от волков, олени ищут убежища в воде или на скалах. В тех местах, где еще сохранился тигр, он также нападает на оленей. Реже олень становится жертвой леопарда, рыси и медведя. На молодняк нападают многие хищники.

Благородный олень издавна излюбленный объект охоты. В настоящее время во многих районах на оленей некоторых подвидов, например на бухарского оленя, охота полностью запрещена, и они взяты под охрану как редкие, исчезающие животные.

Значительная ценность пантов маралов и изюбров привела к развитию особой отрасли животноводства — пантовому оленеводству. Оленей содержат и разводят в загонах. Панты срезают у живых животных. Совхозное и колхозное пантовое оленеводство особенно развито у нас на Алтае; получаемая продукция идет на изготовление ценного эндокринного препарата — пантокрина

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики