ФЭНДОМ

Берёза(лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae).

Берёза
Bereza472b7.jpg

Царство:

Растения

Отдел:

Цветковые

Класс:

Двудольные

Порядок:

Букоцветные

Семейство:

Берёзовые

Род:

Берёза

Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России  принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.

Название

Латинское родовое название было заимствовано из галльского языка. Русское слово берёза происходит от праслав. *berza, восходящего к пра-и.е. *bherĝos.

В славянских языках:  белор.  бяро́за, укр. бере́за, болг. бре́за,  сербохорв. бре̏за, словен. brė́za,  чеш.  bříza, польск. brzoza, в.-луж.  brěza, н.-луж. brjaza[6]. Названия на других языках: фр. bouleau,  якут.  хатыҥ. Более полную информацию о названиях рода на других языках смотрите на странице Betula проекта Викивиды.

Внешний вид

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом  ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от  крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Все представители рода — однодомные раздельнополые ветроопыляемые (анемофильные) растения[9].

Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Стержневой корень проростка отмирает очень быстро, зато боковые корни развиваются мощно и богаты тонкими мочковидными корешками. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над конкурирующей травянистой растительностью.

Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой тканина стволах заполнены белым смолистым веществом  — бетулином, который придаёт коре белую окраску[10]. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные, моносимметричные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное: боковые жилки оканчиваются в зубцах. Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными, часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики